Наиболее распространенными видами электрооборудования являются автотрансформаторы. Они имеют только одну обмотку и часть витков, с помощью которых одновременно входят в первичную и вторичную цепи. Если к первичной обмотке подведено напряжение, то под действием магнитного потока в обмотке наводится противодействие. На участке этой же обмотки, являющемся вторичной цепью данной установки, устанавливается напряжение, пропорциональное числу его витков.
Ток первичной цепи протекает по всей обмотке, а ток вторичной цепи - только по участку. Так как эти токи имеют противоположные направления, то на участке протекает ток, равный разности. Это позволяет выбирать меньшие сечения проводников этой части обмотки. Автотрансформаторы могут быть повышающими и понижающими.
Достоинством автотрансформаторов являются меньшие по сравнению с обычным трансформатором расходы, стали и меди, благодаря чему они применяются в электрических системах сверхвысоких напряжений (400 кВ и выше). Регулируемые автотрансформаторы малой мощности широко применяют в лабораториях, устройствах связи, в быту и т. п.
У данных установок очень много преимуществ, но есть и небольшой недостаток. Он заключается в том, что первичная и вторичная обмотки электрически (гальванически) связаны и поэтому неприменимы при больших коэффициентах трансформации, так как в этом случае та часть обмотки, с которой снимается вторичное напряжение, должна выполняться с изоляцией, рассчитанной на напряжение первичной цепи. Это экономически невыгодно. Например, в городской сети, где требуется понизить напряжение с 10 000 до 380/220 В, пришлось бы всю изоляцию выполнить на напряжение 10 000 В., Кроме того, это было бы опасно для людей, соприкасающихся с распределительной сетью 380/220 В и пользующихся автотрансформаторами.
|